?

Log in

No account? Create an account
В теме о сострадании осталось рассмотреть ключевые моменты практики, упустив которые, невозможно развивать в себе сострадание. Итак, что же позволит нам правильно действовать? Читаем о секретах практики от Далай-ламы:

"Сострадание или жалость?

Для того чтобы взрастить такое сильное чувство как сострадание, обладающее огромной духовной ценностью и благотворным воздействием, недостаточно одного созерцания страданий других. Важно сначала созерцать свои собственные страдания и взрастить ощущение того, что эти страдания непереносимы.Collapse )


P.S. Хочу напомнить об аналогичной гибкости, к которой призывает Дон Хуан у Карлоса Кастанеды - на пути воина маг должен сочетать разные, противоположные практики: делание и не-делание, сталкинг и сновидение. Действия, однонаправленное сосредоточение на чём-то, какие-то дела должны сменяться периодами покоя и анализом того, что ты сделал и как, т.е. перепросмотром, аналитической медитацией. Включаем ум, осмысливаем добытые знания, ставим новые цели - и выходим на новый виток спирали в своём развитии и воспитании в себе сильного чувства сострадания.
Совершенствуемся с Далай-ламой дальше. Сейчас мы узнаем, зачем нам нужны трудности.

"Должен вновь подчеркнуть, что одних размышлений о пользе сострадания, анализа и терпения недостаточно для того, чтобы их развить. Нужно дождаться той минуты, когда придут трудности, и тогда попытаться проявить эти качества на деле.

А кто предоставляет нам эти возможности? Не друзья, разумеется, а наши враги. Именно они доставляют нам больше всего неприятностей, и поэтому, если мы на самом деле хотим чему-то научиться, то должны считать врагов своими лучшими учителями!

Для человека, который ценит сострадание и любовь, практика терпения имеет жизненно важное значение, а для её выполнения неотъемлемой составляющей является враг. Поэтому мы должны испытывать благодарность к своим врагам, ибо именно они могут наилучшим образом помочь нам успокоить свой ум! Кроме того, в личной и общественной жизни нередко случается так, что под влиянием обстоятельств враги становятся друзьями.

Итак, ненависть и гнев всегда причиняют вред, и, если мы не будем тренировать свой ум и прилагать усилия для снижения их вредоносной силы, то они будут и впредь доставлять нам беспокойство и срывать наши попытки достичь умиротворения. Гнев и ненависть - вот наши настоящие враги. Вот силы, которые нам необходимо подчинить себе и победить, а вовсе не те временные враги, которые периодически проявляются в нашей жизни.

Разумеется, для всех нас естественно и оправданно стремиться окружить себя друзьями. Я частенько шучу, что, если вы на самом деле хотите быть эгоистом, то станьте альтруистом! Нужно окружить всевозможной заботой других, думать об их благополучии, помогать им, служить им, заводить друзей, дарить им улыбки. Результат? Когда вам на самом деле понадобится помощь, то у вас окажется вдоволь помощников! Если же вы станете пренебрегать счастьем других, то в конечном итоге сами окажетесь в проигрыше. Может ли дружба родиться из ссор и гнева, ревности и безудержного соперничества? Едва ли. Только любовь дарит нам настоящих друзей.

В современном материалистическом обществе, если у вас есть деньги и власть, может показаться, что вы всегда окружены друзьями. Но это не ваши друзья, а друзья ваших денег и власти. Стоит вам утратить богатство и влияние, как простынет и след этих друзей.

Беда в том, что, когда в нашей жизни всё складывается удачно, мы преисполняемся уверенности, что можем со всем справиться в одиночку. Думаем, что друзья нам ни к чему. Когда же наше здоровье ухудшается, мы быстро понимаем, как сильно мы ошибались. В этот момент мы ясно видим, кто по-настоящему нам полезен, а от кого - никакого толку. Для того чтобы подготовиться к такому моменту и окружить себя настоящими друзьями, способными помочь в трудную минуту, мы должны развивать альтруизм!

Хотя порой люди смеются, когда я произношу эти слова - сам я лично всегда хочу, чтобы у меня было больше друзей. Я люблю улыбки. И потому я беспокоюсь о том, как завести больше друзей и как окружить себя улыбками, в особенности искренними. Ведь существует так много разных улыбок - саркастических, искусственных, дипломатических. Иные улыбки не приносят чувства удовлетворения, а порой лишь порождают сомнения и страх, не так ли? Но искренние улыбки всегда дарят нам чувство свежести, и это, на мой взгляд, уникальное свойство человеческих существ. Если такие улыбки нам нужны, то нужно создать причины для того, чтобы они появились"


(c) Далай-лама

Гнев и ненависть. Чтобы предотвратить эти негативные эмоции, нужно в качестве противовеса развивать в себе разум - он поможет сохранять хладнокровие и спокойствие в битве.

"Нужно начать с устранения величайших препятствий на пути к состраданию: гнева и ненависти. Как все мы знаем, это чрезвычайно сильные эмоции, и они могут завладеть всем нашим сознанием. Тем не менее, их можно поставить под контроль. Если же их не контролировать, то эти негативные эмоции будут терзать нас (прилагая к этому большие усилия со своей стороны!) и препятствовать нашему поиску истинного счастья, какое может подарить ум, исполненный любви.

Для начала полезно поразмышлять, представляет ли гнев хоть какую-то ценность. Порой, когда мы впадаем в уныние перед лицом трудной ситуации, кажется, будто гнев нам полезен, что он придаёт нам силы, уверенность в себе и решительность.

Но здесь необходимо очень внимательно изучить своё состояние ума. Хотя гнев действительно наполняет нас энергией, но, если мы внимательно исследуем эту энергию, то обнаружим, что имеем дело со слепой силой. Мы не можем быть уверены в том, будет результат позитивным или негативным. Это происходит потому, что гнев затмевает лучшую часть нашего мозга - ту, что отвечает за рациональное мышление. Поэтому энергия гнева почти всегда не отличается надёжностью. Она может подтолкнуть нас к чудовищным по своей силе разрушительным и неблаговидным поступкам. Более того, если гнев доходит до крайности, то человек начинает вести себя как безумец, совершая действия, причиняющие вред и себе и другим.

Возможно, однако, взрастить в себе одинаково мощную, но куда более контролируемую энергию, которая позволит нам справляться с подобными трудными ситуациями. Такая контролируемая энергия рождается не только из сострадательного настроя, но также из размышления и терпения. Это наиболее действенные противоядия к гневу. К сожалению, многие ошибочно принимают эти качества за признаки слабости. На мой взгляд, верно обратное: они являются подлинными признаками внутренней силы. Сострадание по природе своей свойство мягкое, мирное и кроткое, но при этом очень сильное. Те же люди, кто легко теряет терпение, уязвимы и нестабильны. А потому для меня именно гнев служит явным признаком слабости.

Поэтому, столкнувшись с трудной ситуацией, старайтесь сохранять умиротворение и искренность. Думайте о том, чтобы в конце концов восторжествовала справедливость. Конечно, другие могут попытаться вас обмануть, и, если ваша отстранённость будет лишь усиливать в них несправедливую агрессию, сохраняйте стойкость. Это, однако, следует делать с состраданием, и, если необходимо, открыто выражайте свои убеждения и принимайте контрмеры, но делайте это без гнева и дурного замысла.

Следует понимать, что хотя, на первый взгляд, ваши противники причиняют вам вред, но в конечном итоге своими разрушительными действиями они принесут вред лишь самим себе. Для того чтобы остановить в себе эгоистичный импульс ответить своему противнику той же монетой, следует вспомнить о своём желании развивать терпение и взять на себя ответственность за предотвращение страданий своего врага, которые стали бы следствием его дурных поступков.

Если применяемые меры будут выбраны вами спокойно, то они окажутся более эффективными, более точными и действенными. Отпор, в основе которого лежит слепая энергия гнева, редко достигает своей цели"

(c) Далай-лама

Развитие сострадания

Сегодня поговорим о том, чего нам не хватает. Задайте себе вопрос, чего не хватает вам, м? Может быть, вот этого?

Чего не хватает в современном мире:
Хорошие новости

Вопрос, на самом деле, конечно же глубже. Давайте послушаем, что думают по этому поводу Далай лама и Александр Баль.

"Кто-то из моих друзей как-то сказал мне, что хотя любовь и сострадание — вещи удивительные и прекрасные, они не слишком подходят для современного мира. В нашем мире, по их словам, подобные идеалы не имеют ни силы, ни власти. Гнев и ненависть, утверждают они, до такой степени являются частью человеческой природы, что человечество всегда будет пребывать в их тисках. Я с этим не согласен.

Человек, в его теперешней форме, живёт на земле уже около ста тысяч лет. Если бы всё это время в человеческом сердце превалировала злоба и ненависть, то численность населения снизилась бы в значительной степени. Но сегодня, несмотря на все войны, население планеты велико как никогда. Для меня это явное свидетельство того, что в мире доминируют любовь и сострадание. И именно поэтому неприятные события всегда попадают в новости, а дела, исполненные сострадания, до того являются для нас нормой, что мы относимся к ним как к чему-то само собой разумеющемуся и по большей части не обращаем на них никакого внимания.

Read more...Collapse )


Обычное дело
Александр Баль

Обычное дело, но как это круто,
Проснуться счастливым в объятьях жены, -
Ведь мода диктует мне новое утро
Начать непременно с войны.

Вельможе спросоня захочется крови -
Послушное войско приладит штыки.
И к носу сойдутся смолёные брови
И в брани сойдутся полки.

Read more...Collapse )


Ты меня узнаёшь?

Расслабляемся дальше ; )) Кое-кто из одиночек дорого бы отдал за такое узнавание:

Read more...Collapse )
Осторожно, имеются язвительность и чёрный юмор (хорошие, заставляющие критичнее взглянуть на себя со стороны). Цитаты из книги, к которой я имею некоторое отношение (они, кстати, коррелируют по смыслу с тем отрывком из Евангелия, который сегодня был на воскресной службе: спасётся тот, кто отдаст свою душу за Бога; тот же, кто будет спасать свою душу - погибнет):

"Илья Черт
ПРОВОДНИК

От автора

Эту книгу я дарю своим двум друзьям, один из которых собственным примером своей жизни не давал мне ни расслабиться ни отдохнуть, а второй – не давал мне оступиться, когда я слишком увлекался. Один уничтожал мою жалость к себе, у второго всегда находилось для меня мудрое слово. Воину и Мудрецу посвящается эта книга.

...Я часто думаю. По поводу и без. Мне так интересней. Вокруг меня ходят миллиарды людей и … ни о чём таком не думают. Ну, просто они заняты едой, сном, семьёй, любовницами, машинами, работой… Зачем им думать? Все их мысли вьются только вокруг количества и качества тех же самых машин, еды, сна, любовниц, работ… Я обижаюсь на Него. Часто. И потом жалею. И даже радуюсь, хотя и это считаю плохим в себе, что окружающие позволяют сохранять мне своё ноу-хау в данном, отведённом мне углу, где я могу сидеть, как мышь, затаившаяся за помойным ведром, и ждать, когда придёт моё время, и я смогу заняться своими делами. Чем? Да всем. Разными глупостями, как вы бы их назвали.

Я иду на улицу, и, садясь на ближайшую скамейку во дворе, слушаю тишину. Тишина прекрасна ночью, когда непоседливые потребители и обыватели спят, и видят свои потребительские и обывательские сны. Наверно, во сне им показывают ещё лучших мужей, жён, машины, дома…, и они довольно повизгивают в своих кроватках, чтобы наутро погнаться дальше за своим эфемерным сновидением, как только оковы Хозяйки Снов спадут с их ног. Я смеюсь и радуюсь, когда вижу их. Ведь они счастливы, хоть и отрицают это, вечно ругая всё и всех вокруг себя. У них есть стимул, и пока они спят наяву с открытыми глазами, он не исчезнет и будет, постоянно изменяясь, плясать перед ними как завлекающий паяц, как рекламный плакат "возьмите свой бесплатный приз!", как груша, висящая на конце удочки перед ослом, который тянется к ней без конца и везёт повозку, в которой и сидит тот, кто эту удочку держит.

Они счастливы как дети в своём забытье. Как маленькие сварливые скандалящие дети. Капризные дети. Они прекрасны в своей наивности. В своей слепоте. Как котята, ползущие по полу и ищущие маму-кошку. Только котята ищут, а они - нет. Они говорят, что мамы-кошки не существует. И этим приводят меня в неописуемый восторг. В этом я вижу Его торжество. Они, называющие себя королями, ползают по этой огромной короне и не могут её найти! Понимаю, увлёкся… Но ведь утро такое прекрасное, а они скоро появятся на улице. И я ловлю каждое мгновение тишины, я дарю его себе, я складываю его к себе внутрь, в сердце, в глаза, в лоб, в спину, в руки… Чтобы впитать это и жить этим до того момента, когда они снова позволят мне выйти из-за моего мусорного ведра. И тогда снова слушать песни собак, заблудившихся в огромном городе, стук капель, срывающихся с крыш на асфальт, смотреть фильмы об оранжевых фонарях, которые столько всего видели на этих дорогах. Можно подержать ладонь на стекле автобусной остановки и внезапно увидеть, как встречались и прощались здесь люди. Ругань садящихся в автобус бабушек будет шептать в ухо о том, что они прекрасны. Прекрасны в своём иллюзорном беге за счастьем. А счастье… Оно всегда здесь. Под ногами. Нагнись да возьми. Но они не могут. Ведь нужно бежать…бежать…

Read more...Collapse )
... что у меня тут. Аха, по-моему всё логично вышло - для человека с явным креном в водолейскость. Водолей - один из четырёх знаков Зодиака с человеческим лицом (вспомните символы знаков).


Граф часто употребляемых слов в дневнике dunadana v. 0.3


(c) stanislav_mikov
А какие слова любите вы???


"По словам узнаешь его" (с)

Передаю эстафету дальше : )

Бог и человек

В предыдущих заметках мы говорили о видах любви, которая существует между людьми. Теперь пришёл черёд поговорить о природе любви к Вышнему.

Это сложные вещи для понимания. Попытайтесь хотя бы попробовать понять, о чём идёт речь в нижележащем исследовании, даже если вам непонятно, что это такое - любовь к Богу. Просто расширьте свой кругозор - отрицать же феномен лишь на основании того, что вам такая высшая ступень любви недоступна, неразумно и нелогично. Невежи всегда отрицают чужой опыт, выходящий за рамки их ума. Но вы ведь не такие, верно?

Могу сказать одно - эта любовь является вашим личным путём к спасению и свободе, выходом за пределы страдания.

Read more...Collapse )

Дружба или любовь?

Или, свобода или смерть? : )) А почему, собственно - "или"?

Очень часто сталкивалась с распространённым мнением, которое, например, озвучил Алваро в романе и одноимённом сериале "Рабыня Изаура": "Твоя дружба меня ранит. Ведь я тебя люблю больше всех на свете, а ты не отвечаешь взаимностью. Это меня мучает".

Не знаю, но у меня почему-то никогда ТАК вопрос не стоял. Возможно, потому, что у меня Венера в 11-м доме, а этот дом в астрологии отвечает за дружбу, Венера же - отвечает за чувства и их проявления. Поэтому для меня любовь вполне естественно сочетается с дружбой, уважением к партнёру, а как иначе?

Каждый человек индивидуален, у каждого - свой гороскоп. Но тем не менее, если вы хотите всё-таки понять, как это может быть - любовь и дружба в одном флаконе - возможно, вам будет интересна заметка о следующей ступени любви, которая зовётся любовь-филия.

Read more...Collapse )

Эволюция любви

Любовь-сторгэ


Самую простую любовь греки называли "storge". В словаре "storge" определяется как "привязанность, главным образом - родителей к детям", но слово это означает и привязанность детей к родителям.

Любовь между детьми и родителями - первоначальная, основная форма этой любви. Чтобы представить её себе, можно вообразить мать с младенцем.

Образ этот хорош тем, что сразу вводит нас в центр парадокса. Дети любят мать любовью-нуждой, но и материнская любовь - нужда, мать в ней нуждается. Её любовь - нужда, но нуждается она в том, чтобы в ней нуждались.

И у животных, и у нас привязанность выходит далеко за пределы семьи. Тепло и уютно бывает не только с детьми и не только с родителями. Такая любовь - самая неприхотливая. Привязанность не требует сходства. Привязанность не знает различий пола, возраста, класса. Она связывает молодого учёного и старую няню, живущих в совершенно разных мирах. Более того, привязанность не признаёт границ биологического вида. Она связывает человека и животное, двух разных животных, например, кошку и собаку.

Привязанность не превозносится, как и милосердие. Привязанность обращает наш взор к неприметным; Бог и Его святые любят тех, кто не может вызвать любви. Привязанность непритязательна, привязанность отходчива: она долготерпит, милосердствует, никогда не перестаёт. Она открывает нам в других образ Божий, как открывает его смиренная святость. Значит, это и есть сама Любовь? Значит, другой любви и не нужно? Значит, домашнее тепло и есть христианская жизнь? Ответ несложен: "Нет".

Что касается ревности, то ею страдают не только влюблённые. В привязанности она очень сильна и вызвана тем, что этот вид любви не терпит перемены. Связано это и с тем, что для привязанности совершенно не важна "любовь-восхищение". Мы не хотим, чтобы привычный облик стал красивей, характер - лучше, разум - шире. Перемена - враг привязанности.

Скажем, брат и сестра или два брата растут вместе. Они читают одни и те же книжки, карабкаются на одно и то же дерево, вместе играют, вместе начинают и бросают собирать марки. И вдруг у одного из них появляется новая жизнь. Другой не входит в неё, он выброшен, отброшен. Ревность тут родится такая, что и в драме подобной не найдёшь. Это ещё не ревность к друзьям, это ревность к самому предмету увлечения - к музыке, к науке, к Богу. Она доходит до смешного. Обиженный называет всё это "глупостями", не верит обидчику, обвиняет его в позёрстве, прячет книги, выключает радио, выбрасывает бабочек. Привязанность - самый инстинктивный вид любви, для неё характерна сильная ревность.

Привязанность приносит радость тогда и только тогда, когда находится под контролем разума. Другими словами, одной привязанности мало. Нужен ум; нужна справедливость; нужна милость. Словом, нужно быть хорошим, терпеливым, смиренным, кротким. В жизнь должна вступать любовь, которая выше привязанности.


Любовь-эрос


"Эрос" в добиблейском греческом языке обозначает любовь страстную, желание обладать другим. Во все эпохи греки слагали пламенные гимны во славу эроса - любви чувственной.

Эта любовь связана с тем, что приятно нашим физическим телам. Пища, питьё, интимная жизнь и угождают именно человеческим телам и желаниям. Любовь-эрос не плоха, но это наиболее опасный вид любви, потому что передозировка любой из этих "приятностей" может оказаться разрушительной.

"Эрос" более всего содержит в себе идею романтической любви. Иногда эрос, эротический, всецело относят к физической близости, но это неправильно. Эрос не всегда имеет значение лишь чувственного удовольствия, но оно содержит также идею стремления соединиться с возлюбленным, желание обладать им. Эрос - это нечто романтическое, страстное и в то же время сентиментальное. Часто это начало желания вступить в брак. Это чувство любви, которое испытывает каждый влюблённый человек. Это чувство воспето в стихах, о нём сложены песни. Это чувство восхищения, изысканного удовольствия; это любовь - нежная, сильная, прекрасная, и в то же время, мучительная, потому что это всепоглощающее чувство.

Однако у эроса есть проблема. Read more...Collapse )


А как любите вы?

Виды любви

Когда мы говорим, например, "Я люблю горячий кофе с молоком", или "Я люблю своих детей" - то мы выражаем очень разные чувства. В первом случае мы просто высказываем своё предпочтение к чему-то, доставляющему нам удовольствие. Во втором - свою родительскую привязанность к дорогим нам существам.

Read more...Collapse )


С любовью



Или ты делаешь всё с любовью,
или ты всё делаешь, не любя.
Третьего - не дано.
15.02.15


А теперь почитаем подробнее о самой важной, самой необходимой, цементирующей и связывающей всё жизненной силе, и о том, как магия (активное познание внутреннего мира человека) помогает её проявлять, быть тактичным по отношению к другому человеку:

"Любовь как уважение

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение - это не страх и благоговение; оно означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность.

Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то.

Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении. Я могу знать, например, что человек раздражён, даже если он и не проявляет это открыто; но я могу знать его ещё более глубоко: я могу знать, что он встревожен и обеспокоен, чувствует себя одиноким, чувствует себя виноватым. Тогда я знаю, что его раздражение - это проявление чего-то более глубинного, и я смотрю на него как на встревоженного и обеспокоенного, а это значит - как на страдающего человека, а не только как на раздражённого.

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором моё желание познания удовлетворяется благодаря единению. В результате единения я познаю тебя, я познаю себя, я познаю всех - и я "не знаю" ничего. Я обретаю таким путём - благодаря переживанию единства - знание о том, чем человек жив и на что способен.

Нередко "любовь" родителей к детям становится игом, от которого дети не могут освободиться всю свою последующую жизнь. Такая "любовь" нередко перерастает в насилие над личностью.

Душа другого человека - это святое святых, и туда можно войти, только если вам отворят и пригласят внутрь. Иногда можно стоять у двери и стучать, как Христос стучится в души людей, но тихо и ненавязчиво. Если же дверь не отворяется, лучше отойти"

(c) Сайт прихода Свято-Петро-Павловского собора г. Минска


Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel